ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ


ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
выражение появилось в 1930 г. для обозначения философии логического или лингвистического анализа, возникшей в Великобритании в начале XX в. под влиянием Мора и Рассела. Эта философия анализа  была подхвачена австрийскими философами Витгенштейном и Дж. Уисдомом. Пик ее славы приходится на промежуток между двумя войнами и связан с именами членов Венского кружка (Шлик, Карнап, Рейхенбах, Нейрат, Крафт, Гемпель), сделавших из нее критику метафизики. Она развивалась также в Польше (Котарбиньский, Лестнев-ский, Тарский). Сегодня этот стиль философствования уже завоевал американскую мысль (Куайн, Гудмен), пытается завоевать германские и северные страны (Аквист, фон Райт, Хинтикка и Хилпинен) и оказывал влияние даже на советскую мысль. Если верить Вюйемену, он представляет собой на сегодняшний день единственную действительно живую философию (к тому же оставшуюся за пределами университетской французской философии, которая плохо его знает). Логический позитивизм считает, что только логический анализ  может доказать связность и истинность изложенного. Анализ знания — это ни в коей мере не углубление психологических данных (как у Лашелъе, Ланьо или Бергсона). Физик, отклоняющийся от установленных принципов надежных следствий, прежде всего пытается вычислять: «Он не должен обязательно верить в истинность выводимых им формул; ни даже познавать их в банальном смысле этого слова. Достаточно будет, если он корректно их построит. Истине формулы остается, следовательно, лишь озарить наш разум или поддержать нашу волю» (Вакс). Это «познание без познающего субъекта», вытекающее из диалектики понятий, а не из активности субъекта, составляет главный объект логического позитивизма, сконцентрировавшего свои поиски вокруг понятия смысла. Карнап предложил здесь свои критерии смысла. Предложения должны быть проверяемыми (либо с помощью расчетов, либо опытным путем) или подтверждаемыми (когда у нас есть идея доказательства еще до постановки опыта). Он исключил так называемые «метафизические» идеи как лишенные смысла. Логический анализ предстает как своего рода микрокосм (Фреге), цель которого — выявление смысла и проверка «надежности» изложения. Естественно; что он выливается в анализ языка и углубление семантики (науки об отношениях между языковыми символами и теми внешними объектами, к которым они относятся). Существуют имя и объект (так называемое обозначаемое, или референт), обозначенный этим именем. Фреге добавляет сюда еще и смысл. Например, «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» обозначают один и тот же референт (планету Венера), но их смысл не одинаков: «Утренняя звезда» означает небесное тело, появляющееся на заре, а «Вечерняя звезда» — звезду, сияющую в сумерках. Фреге углубит различие между анализом языка и анализом смысла: существуют, с одной стороны, вещи, обладающие теми или иными характеристиками (например, «кот мяукает»), с другой стороны—- указывающие на них понятия (понятие «кот» не мяукает, в отличие от его физической реальности), которые сами обладают собственными характеристиками, на которые в свою очередь «указывает» высшее понятие (понятие «млекопитающее», указывающее на характеристики, общие для кота и других животных). С точки зрения формы, логический позитивизм  отличается применением символической логики (под влиянием Рассела) к теории познания. Что же касается его содержания, главными темами здесь остаются дихотомии: аналитическая истина (истина языка) — синтетическая истина (истина опыта), истинное — не истинное, научные предложения — метафизические предложения, формальная наука — фактическая наука. Анализируя парадоксы (самый простой: парадокс лжеца, который говорит, что он лжет. Как же он может сказать правду?), Поппер и особенно Тарский и Гёдель (1931) показывают, что невозможно вывести универсальную теорию смысла, который был бы приложим к самому себе (был бы «самореферентен»), а это уже ведет к отказу от философии в качестве общей теории науки. Каковы бы ни были рамки логического позитивизма, он внес важный вклад в развитие современного эмпиризма в англосаксонских странах и отметил исключительно активный период в развитии философской мысли XX в.


Философский словарь. — М.: Международные отношения. . 2000.

Смотреть что такое "ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ" в других словарях:

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ —         течение неопозитивизма, возникшее в 20 х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнан, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Л. п. выступает как преемник позитивистской субъективно идеалистич. традиции, идущей от Беркли,… …   Философская энциклопедия

  • Логический позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • логический позитивизм —         ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ одно из наиболее влиятельных направлений философии науки 20 в. Возник в 20 е гг. 20 в. в так называемом Венском кружке (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль и др.), с которым тесно сотрудничало Берлинское… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — течение неопозитивизма, возникшее в 1920 х гг. (Венский кружок); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со 2 й пол. 30 х гг. стал известен под названием логического… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — ранняя форма аналитической философии, одно из основных философских направлений первой половины ХХ в. Л. п. претендовал на анализ и решение актуальных философско методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала ХХ в. (см.… …   Энциклопедия культурологии

  • логический позитивизм — течение неопозитивизма, возникшее в 1920 х гг. (Венский кружок); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со второй половины 30 х гг. стал известен под названием логического …   Энциклопедический словарь

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — См позитивизм, логический …   Толковый словарь по психологии

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — направление в философии и методологии науки, представители которого (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.) считали единственным предметом научной философии науки логический анализ структуры и языка конкретных наук с помощью аппарата… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • логический позитивизм — основное направление неопозитивизма. Возникло в 20 х годах XX в. под влиянием идей австрийского философа Л. Витгенштейна, который в своем главном произведении раннего периода Логико философский трактат (1921 г., русский перевод 1958 г.) опирался… …   Словарь терминов логики

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — (logical positivism) философская доктрина группы философов в том числе Р. Карнапа (1891 1970) и О. Нейрата (1882 1945), известная под названием Венский кружок См Позитивизм …   Большой толковый социологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.